в , ,

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanā

[Всего голосов: 0 Средний: 0/5]

Izrādās, ka eskorta mašīnas palīdzēt braucējiem, pat aiz tiem.

Velosipēdisti var būt viltīgi, izmantojot eskortlīdzekļus, pat ja viņi ceļo tālu aiz muguras. Zinātnieki uzskata, ka automašīnas var neredzami dot vadītājiem desmitiem vērtīgu sekundes un aicināja mainīt noteikumus par velosipēdu sacīkstēm.

Daudzu dienu velotransportā skatītāju un kameru lēcu acis parasti tiek domātas sacīkšu sacīkstēm un velosipēdiem. Tomēr velosipēdu sacīkšu faniem jāpievērš lielāka uzmanība vēl vienam svarīgam un pastāvīgam sacensību īpašniekam - eskortlīdzekļiem, kuri kopā ar sportistiem iet pa maršrutu.

Tas ir tādēļ, ka šīs mašīnas, kur iet velosipēdu daļas un autobusi, var būtiski ietekmēt atsevišķu konkurentu rezultātus.

Šo secinājumu nonāca Holandes Endovas universitātē Bert Blocken un Yasin Toparlar. Šī ietekme var būt īpaši izteikta atsevišķu sacīkstēs laikā, kad sportisti ceļo viens pats, strādājot savā laikā.

Fakts, ka eskorta automašīnas brauc priekšā braucējs, palīdzot viņam, radot platība zema spiediena pār sevi - jau sen zināms fakts. Sakarā ar vēja ēnu, ko rada automašīnas, velosipēdists var ievērojami ietaupīt enerģiju, to pašu efektu, kā, izmantojot draiveri sevi, pārvietojoties peloton - patiesībā atsevišķiem sportistiem gaisa pretestības var samazināt par 40%.

Ideja, ka automašīna, kas pārvietojas nevis priekšā, bet aiz braucēja, var ietekmēt tā rezultātu, pirmā acu uzmetiena var likties pret veselo saprātu. Tomēr 2012 inženieris Bert Blocken atklāja, ka, lai iegūtu nelielu impulsu, velosipēdim nav nepieciešama liela mašīna no aizmugures - достаточно просто другого гонщика «на хвосте». При помощи компьютерного моделирования он доказал, что едущий сзади велосипедист может уменьшить сопротивление воздуха впереди идущего на 2,5%. Tas nedaudz ir pretrunā ar vilcināšanās jēdzienu, kad velosipēdists no aizmugures gūst dažas priekšrocības. Un šeit gluži pretēji.

Un tas ir daudz, ņemot vērā to, ka 90% no visiem pretestības spēkiem brauciena laikā ir saistīts ar gaisa pretestību.

Gaisa pretestības spēks iedarbojas uz vienu braucēju. Tas izriet no tā, ka pirms velosipēdists parādās neliela augsta spiediena zona, un aiz tā ir izlāde. Spiediena starpība starp priekšu un aizmuguri atvelk braucēju atpakaļ, radot pretestību kustībai, pieaugot ātrumā. Расчеты показывают, что воздух, «сгребаемый» сзади идущим гонщиком, заполняет воздушный карман впереди идущего, помогая ему ехать.

Учёный задумался, что происходит в том случае, если сзади едет не велосипедист, а автомобиль, к примеру — машина сопровождения. Расчеты показали, что эффект наблюдается тот же, однако куда сильнее, поскольку машина шире и потому может толкать больше воздуха.

Чтобы подтвердить эти предположения, ученые провели натурный эксперимент. Они измеряли силу сопротивления на пластиковой модели велосипедиста и автомобиля, продуваемых в аэродинамической трубе. Полученные данные полностью совпали с модельными предсказаниями.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanā

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanā

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanā

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanā

Физики подсчитали, что машина, едущая за велосипедистом со скоростью 54 километра в час на расстоянии 10 метров, на дистанции в 50 километров даст ему фору в 3,9 секунды. Если же машина сопровождения пристроится на расстоянии 5 метров, тренер может подкинуть своему гонщику целых 24 секунды!

Эти расчеты справедливы лишь для одиночных заездов, когда машина следует в хвосте одного велосипеда. Поэтому, если в соревновании между двумя спортсменами счет идет на доли секунды, следующая сзади машина может здорово помочь отстающему.

По правилам безопасности, установленным Международным союзом велосипедистов (UCI), машины сопровождения не должны приближаться к гонщикам более чем на 10 метров. Однако, по словам Блокена, это правило соблюдается редко и, как показали расчеты, влияние машины заметно даже на таком расстоянии. «Зная это, вы можете влиять на исход гонки», — считает ученый.

По его прикидкам, чтобы не толкать гонщиков, машина должна держаться дальше 30 метров.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.5 Зависимость снижения силы сопротивления движению велосипедиста от дистанции до автомобиля, двигающегося сзади.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.6 Зависимость коэффициента давления на велосипедиста от автомобиля, двигающегося за ним, от дистанции между ними при скорости движения 15 м/с (54 км/ч). Вертикальная плоскость.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.7 Зависимость коэффициента давления на велосипедиста от автомобиля, двигающегося за ним, от дистанции между ними при скорости движения 15 м/с (54 км/ч). Горизонтальная плоскость.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.8 Зависимость коэффициентов давления на тело велогонщика и его велосипед от автомобиля, двигающегося за ним, от дистанции между ними (от 1м до 30м) при скорости движения 15 м/с (54 км/ч). Вертикальная плоскость.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.9 Зависимость коэффициентов давления на тело велогонщика и его велосипед от автомобиля, двигающегося за ним, от дистанции между ними (от 1м до 30м) при скорости движения 15 м/с (54 км/ч). Вертикальная плоскость.

Gluži pretēji, bagarēšana dod priekšrocības riteņbraukšanāRis.10 Зависимость потенциального улучшения времени индивидуальной гонки на время от длины соревновательной дистанции. И в зависимости от расстояния движения машины сопровождения за велогонщиком.

Ученые отослали свои результаты, опубликованные в журнале Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics в UCI, однако ответа пока не получили.

Открытие голландских физиков не стало сюрпризом для исследователя Натана Барри из Университета Монаша в Австралии, который проводил собственные эксперименты в аэродинамической трубе для оценки влияния эффекта сразу на нескольких гонщиков. «Здорово, что теперь это кто-то подсчитал», — отметил он.

В скором времени он намерен оценить эффект воздействия на велогонщиков от мотоциклистов с камерой, которые часто подбираются близко, чтобы снять самые драматичные моменты гонки. «Они могут влиять куда сильнее на отдельных атлетов. Если у вас на хвосте мотоцикл, это определенно дает вам преимущество перед тем, у кого его нет», — считает он.

Источник информации: B.Blocken, Y.Toparlar, П.Котляр (2015).

Publikācijas autors Sergejs Ivanovs

Izmisīgas situācijas nepastāv. Ir cilvēki, kuri nevēlas atrast izeju.

Komentāri (1)

Atbildēt
  1. Всегда за лидирование получали штраф оба гонщика. Еще за десятилетия до очередного открытия брита… голландских учёных. По их же картинкам минимум 10м — вполне здравая цифра. А рассуждения «соблюдаются редко» — это уже из другой области.

Pievienot komentāru

Glutamīns sportā ir vai nav

Glutamīns sportā ir vai nav

Slēpošanas distanču slēpošana pirms Olimpiskās nedēļas Pjongčanga, Dienvidkoreja, Pasaules kausa VIII posms, slēpošanas vilcieni 04.02.2017 vīriešiem un sievietēm

Slēpošanas distanču slēpošana pirms Olimpiskās nedēļas Pjongčanga, Dienvidkoreja, Pasaules kausa VIII posms, slēpošanas vilcieni 04.02.2017 vīriešiem un sievietēm